Апатия – это такое психическое состояние, при котором человек не имеет ни сил, ни желания что-либо делать. Еще недавно считалось, что апатии, как и депрессии, подвержены только взрослые. Но сейчас специалисты все чаще определяют неприятные симптомы у детей. Апатия у ребенка выражается в физической интеллектуальной пассивности. Если взрослые могут анализировать свои эмоции, искать способы преодоления проблемы, то малыши не понимают, что с ними происходит, им нужна помощь родителей и педагогов.
Причины детской апатии и главные ошибки в дошкольном развитии ребенка
Часто апатию у ученика взрослые принимают за лень и сразу начинают искать способы борьбы с этой вредной привычкой. Вместо активных воспитательных мер психологи предлагают поискать причину, вызвавшую у школьника такую реакцию на учебу. Если исключить серьезные психологические травмы, серьезные заболевания и нарушения психического развития (причины, которые невозможно устранить без помощи специалиста), то список причин детской апатии будет выглядеть примерно так:
- переутомление (моральное или физическое);
- страхи, чувство вины, связанные с пережитыми неудачами (может быть связано с критическим отношением родителей к детским ошибкам, отсутствие необходимых способностей);
- отсутствие уверенности (заниженная самооценка) или даже уверенность в своей неспособности что-то сделать правильно, хорошо;
- неправильная мотивация (учеба ради оценок или потому, что так надо);
- отсутствие мотивации (непонимание смысла в обучении);
- психологический дискомфорт, связанный с тем, что ребенок не может найти общий язык с другими детьми в классе, побаивается учителя;
- несамостоятельность (бывает из-за чрезмерной родительской опеки или убеждения взрослых, что ученик не может сам справиться с решением поставленных задач).
Каждая из этих причин заставляет малыша сильно переживать. На это уходит много энергии, которая необходима для правильного развития, реализации умственного потенциала, эффективной учебы. Чтобы бороться с апатией, замаскированной под лень, нужно устранять ее первопричины и искать источники питания детского интеллекта.
Что делать если у ребенка апатия? Уроки воспитания дошкольников и маленьких школьников
Конечно, родители стремятся всячески оберегать детей, бережно относятся к их эмоциональным переживаниям и хотят вырастить абсолютно счастливыми. Своего рода страховкой служит дошкольное развитие ребенка, когда закладываются основы личностных, интеллектуальных, моральных качеств. Но даже если малыш столкнулся с перечисленными проблемами в школьной жизни, на этапе начальной школы есть все шансы исправить ситуацию.
Чтобы не допустить или устранить причины развития апатии у ребенка, родители должны придерживаться в воспитании простых правил:
- Выбрать правильную методику развития. Не перегибать палку, не требовать от малыша слишком многого, прислушиваться к его интересам и индивидуальному графику развития.
- Хвалить и поддерживать в процессе обучения, приобретения ребенком новых навыков, набивания шишек.
- Поощрять стремление малыша к знаниям, его новые увлечения, интересы.
- Создавать условия, в которых он сам будет принимать решения.
- Заинтересовать в учебе, показать, что учеба может приносить не только пользу, но и удовольствие.
- Мотивировать, то есть дать возможность почувствовать преимущества (результаты) собственного труда.
- Максимально расширять круг интересов и круг общения. Чем больше коммуникативного опыта, тем легче малыш приспосабливается в новой социальной среде.
- Гармонично развивать умственные способности. Нельзя с самого детства утверждать, что ребенок гуманитарий или обладатель технического склада ума. От природы у детей есть уникальная способность к обучению, поэтому нужно дать возможность проявиться всем граням интеллекта.
Апатия у ребенка: выбираем правильные развивающие курсы для детей
Немаловажную роль в формировании детского отношения к учебе играет учитель. Если педагог любит детей, любит свою работу и умеет заразить своим энтузиазмом каждого ученика, то успешный старт в учебе гарантирован. В государственной общеобразовательной школе в России преподаватели не имеют возможности или мотивации, чтобы к каждому ученику подобрать правильный подход. На развивающих курсах в школе ментальной арифметики Соробан ® совсем другая обстановка и другие принципы обучения. Здесь, наоборот, индивидуальному развитию придают большое значение. Чувствуя поддержку, ребята быстрее учатся читать, понимают математику, легче справляются с трудностями. А регулярные тренировки в команде с такими же заинтересованными и любознательными учениками устраняют возможные причины детской апатии, хорошо подготавливают ребенка к интенсивной умственной работе в школе.